Рабочая программа кружка
«ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ СВОЕЙ ШКОЛЫ»
2018-2019 учебный год
https://estalsch2.edumsko.ru/uploads/2200/2181/section/226569/78159/muzej.pdf

Пояснительная записка

        Работа в школьном музее является одной из форм дополнительного образования школьников, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

         По своему профилю музейная комната МОУ «СОШ №2» является исторической. Реализация программы будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своей школы, города. Программа ориентирована на учащихся старших классов. Она определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, города, школы. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы.

         Цель – совершенствование и развитие деятельности школьной музейной комнаты, способной формировать гражданско-патриотические чувства учащихся.

         Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

— формирование гражданско-патриотического сознания на основе исторических материалов, собранных в музее;

— воспитание личности учащегося-патриота своей школы, города, страны;

— воспитание познавательной активности учащихся.

Направления деятельности школьного музея:

         — поисковая деятельность;

         -научно-экспозиционнаяработа;

         -организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов);

         -учебно-воспитательная работа;

         -исследовательская деятельность.

        Планируемые результаты:

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента:

— укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

— активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.

— формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

— укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

— укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

— проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

— укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

— проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты

— умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты

— расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

— сформируются представление о музееведение как о науке;

— усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

— реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

— сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

— разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

— сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Содержание и формы работы:

          -сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;

          -поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая, индивидуальная);

          -работа по регистрации и сохранности экспонатов;

          — проведение экскурсий по экспозициям музея, беседы, лекции;

          -оформительская работа (индивидуальная, групповая);

          -встречи с участниками вооружённых конфликтов;

          -встречи с учителями и выпускниками школы;

          -работа лекторских групп;

          -участие в школьных и районных конкурсах;

          -сбор воспоминаний людей разных поколений;

          -подготовка докладов, выступлений по истории школы;

          -создание и обновление экспозиций.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
Организационная работа
1 Организационное занятие. Запись в кружок. Составление плана работы 1 1 учебная неделя
2 Знакомство с материалами, содержанием музейной комнаты. 1 2 учебная неделя
3 Систематизация музейных фондов 1 3 учебная неделя
4 Подготовка экскурсии «Эвакогоспиталь 4864 в годы Великой Отечественной войны» 1 4 учебная неделя
5 Оформление текста экскурсии 1 5 учебная неделя
6 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 2-х классов 1 6 учебная неделя
7 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 3-х классов 1 7 учебная неделя
8 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 4-х классов 1 8 учебная неделя
9 Организация экскурсии в музей школы №12 1 9 учебная неделя
10 Организация экскурсии в музей школы №4 1 10 учебная неделя
Поисковая деятельность
11 Поиск и сбор информации о заслуженных учителях школы 1 11 учебная неделя
12 Обработка полученной информации, оформление папок, передвижной экспозиции 1 12 учебная неделя
13 Поиск и сбор информации об участниках Великой Отечественной войны – бывших ученикахи учителях школы 1 13 учебная неделя
14 Обработка полученной информации, оформление папок, передвижной экспозиции 1 14 учебная неделя
15 Поиск и сбор информации об участниках локальных войн-бывших учащихся школы 1 15 учебная неделя
16 Обработка полученной информации, оформление папок, передвижной экспозиции 1 16 учебная неделя
Научно-экспозиционная работа
17 Подготовка экскурсии для учащихся 1-4 классов «У войны не женское лицо» 1 17 учебная неделя
18 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 5 и 6 классов 1 18 учебная неделя
19 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 7-х классов 1 19 учебная неделя
20 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 8-го класса 1 20 учебная неделя
Исследовательская деятельность
21 Музей как институт социальной памяти 1 21 учебная неделя
22 Музейный предмет и способы его изучения 1 22 учебная неделя
23 Проведение научных исследований 1 23 учебная неделя
24 Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы 1 24 учебная неделя
25 Комплектование музейных фондов 1 25 учебная неделя
26 Хранение и учет музейных фондов 1 26 учебная неделя
27 Экспозиция школьного музея 1 27 учебная неделя
Учебно — воспитательная работа
28 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного битве под Москвой 1 28 учебная неделя
29 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного обороне Ленинграда 1 29 учебная неделя
30 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного Сталинградской битве 1 30 учебная неделя
31 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного Курской битве 1 31 учебная неделя
32 Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции, посвященнойвеликой Победе «Я помню, я горжусь» 1 32 учебная неделя
33 Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1 33 учебная неделя
34 Проведение экскурсий в городской краеведческий музей 1 34 учебная неделя

Список учебно-методической литературы:

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» /Вестник образования №19. 2005.

2. Национальная государственная концепция образования в России.

3. Патриотическое воспитание в школе. М.: Арис-Пресс, 2002.

4. Традиции военно-патриотического воспитания. / Завуч. 2008

5.  Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области/М.: Мин.образования Московской области, 2005.

Рабочая программа 

дополнительного образования  

в объединении «Изучаем историю своей школы»

2014-2015 учебный год

 

Составитель: Перлова Виктория Викторовна

учитель технологии

без   категории

 

 

 

Электросталь

2014 год

 

 

Пояснительная записка

Работа в школьном музее является одной из форм дополнительного образования школьников, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

По своему профилю музейная комната МОУ «СОШ №2» является исторической. Реализация программы будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своей школы, города. Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. Она определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, города, школы.При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы.

Цель – совершенствование и развитие деятельности школьной музейной комнаты, способной формировать гражданско-патриотические чувства учащихся.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

— формирование гражданско-патриотического сознания на основе исторических материалов, собранных в музее;

— воспитание личности учащегося-патриота своей школы, города, страны;

— воспитание познавательной активности учащихся.

 

Направления деятельности школьного музея

— поисковая деятельность;

-научно-экспозиционнаяработа;

-организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов);

-учебно-воспитательная работа;

-исследовательская деятельность.

 

Содержание и формы работы

— сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;

— поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая, индивидуальная);

-работа по регистрации и сохранности экспонатов;

— проведение экскурсий по экспозициям музея, беседы, лекции;

— оформительская работа (индивидуальная, групповая);

— встречи с участниками вооружённых конфликтов;

— встречи с учителями и выпускниками школы;

— работа лекторских групп;

— участие в школьных и районных конкурсах;

— сбор воспоминаний людей разных поколений;

— подготовка докладов, выступлений по истории школы;

— создание и обновление экспозиций.

Программа рассчитана на 35  часов (1  час  в неделю).

Список учебно-методической литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» /Вестник образования №19. 2005.
  2. Национальная государственная концепция образования в России.
  3. Патриотическое воспитание в школе. М.: Арис-Пресс, 2002.
  4. Традиции военно-патриотического воспитания. / Завуч. 2008
  5. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области/М.: Мин.образования Московской области, 2005.

Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
Организационная работа
1 Организационное занятие. Запись в кружок. Составление плана работы 1  
2-4 Знакомство с материалами, содержанием музейной комнаты. 1  
5-7 Систематизация музейных фондов 1  
8-9 Подготовка экскурсии «Эвакогоспиталь 4864 в годы Великой Отечественной войны» 1  
10-11 Оформление текста экскурсии 1  
12-13 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 2-х классов 1  
14-15 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 3-х классов 1  
16-17 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 4-х классов 1  
18 Организация экскурсии в музей школы №12 1  
19 Организация экскурсии в музей школы №4 1  
Поисковая деятельность
20-22 Поиск и сбор информации о заслуженных  учителях школы 1  
23-24 Обработка полученной информации, оформление папок, передвижной экспозиции 1  
25-27 Поиск и сбор информации об участниках Великой Отечественной войны – бывших ученикахи учителях школы 1  
28-30 Обработка полученной информации, оформление папок, передвижной экспозиции 1  
31-32 Поиск и сбор информации об участниках локальных войн-бывших учащихся школы 1  
33-34 Обработка полученной информации, оформление папок, передвижной экспозиции 1  
Научно-экспозиционная работа
35-38 Подготовка экскурсии для учащихся 5-7 классов «У войны не женское лицо» 1  
39-40 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 5 и 6 классов 1  
41-42 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 7-х классов 1  
43-44 Организация и проведение экскурсии в музей для учащихся 8-го класса 1  
Исследовательская деятельность
45 Музей как институт социальной памяти 1  
46 Музейный предмет и способы его изучения 1  
47 Проведение научных исследований 1  
48 Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы 1  
49 Комплектование музейных фондов 1  
50 Хранение и учет музейных фондов 1  
51 Экспозиция школьного музея 1  
Учебно — воспитательная работа
52-54 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного битве под Москвой 1  
55-57 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного обороне Ленинграда 1  
58-60 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного Сталинградской битве 1  
61-63 Подготовка и проведение урока Знаний, посвященного Курской битве 1  
64-66 Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции, посвященнойвеликой Победе «Я помню, я горжусь» 2  
67-68 Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1  
69-70 Проведение экскурсий в городской краеведческий музей 1  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.